Ксения Варкентин (mme_bufo) wrote,
Ксения Варкентин
mme_bufo

Categories:

Мона из Марокко, или о том, как мне повезло…

О классе, в котором я работаю, можно прочитать здесь http://mme-bufo.livejournal.com/81560.html - 5/6 подготовительный класс, обычной немецкой школы

Мое знакомство с Моной и ее родителями началось... Странно? Необычно? Не по плану? Трудно точно определить, но в тот солнечный декабрьский день я подумала - «утро не задалось».


Накануне этого солнечного декабрьского дня на автоответчике меня ждало сообщение из секретариата школы.

- Ксения, у тебя - новая ученица, перезвони, это срочно.

Перезвонила.

- Ксения, привет. У тебя - новая ученица. Мы час назад ее документы приняли, ждем твоего согласия,  ее родители еще здесь, нам нужно им сообщить, берем мы ее или нет, и сможешь ли ты завтра ее в классе "принять" и разговор с ними провести.

- Восемнадцатая? (справка — по закону в таком классе должно быть не более 12 детей, в виде исключения - 15)

- Она хорошенькая, у нее глаза умненькие. И родители у нее нормальные, заботливые, папа хорошо говорит по-немецки. Бери ее, пока какого-нибудь охламона без родителей не прислали.

- Но она - восемнадцатая по счету. У меня же все построено на индивидуальной работе. 18 детей в классе — это слишком много (простая задачка: если разделить 45 минут урока на 18 детей, то выходит всего две с половиной минуты на ребенка).

- Ну, ты что-нибудь придумаешь, до сих пор же получалось.

- Восемнадцать — это действительно слишком много.

- Ксения, она с направлением из министерства. Мы обязаны ее взять, ты же знаешь ситуацию по городу, сколько детей-иностранцев ждут места, чтобы попасть в школу и начать учить язык. Завтра она придет с родителями в 8 утра. У тебя будет как раз полчаса до начала занятий на разговор с родителями.

- В министерстве, что правил, которые они же сами и составили, не знают? Платят-то они мне за 12 детей, а не за 18.

- Ксения, девочка же очень хорошая, и родители у нее нормальные. У тебя с ними проблем не будет. Ты не пожалеешь! Тебе можно сказать с ней повезло. Таких звездочек, «нормальных» детей у тебя давно не было, все проблемные да проблемные...


На следующий день в восемь утра никто не появился.

За три минуты до звонка передо мной предстали:

довольна молодая улыбающаяся женщина с baby на руках, милая десятилетняя девочка (ее возраст я точно знала, ее личное дело я прочитала), мужчина раза в два старше женщины (я подумала — «дедушка, а папа, наверное, на работе»).

- Здравствуйте, фрау Варкентин. Удивительно, но дети вас любят («необычная для знакомства первая фраза», - подумала я). Дети вас любят и хорошо к вам относятся.

- Да?

- Да, я навел справки.

- Да? Ну и как справки?

- Да ничего плохого о вас сказать не могу, но вы — русская и женщина. А вы, на каких языках говорите?

- На немецком. Мой родной язык, мне кажется, вам не поможет.

- Я удивляюсь, как дети вас понимают. Так что вы Моне на арабском или французском ничего пояснять не будете?

- Нет, она будет учить немецкий. Надеюсь, в «справках» имелось больше информации обо мне, чем мой пол и национальность, - пошутила я.

- Фрау Варкентин, вы любите детей?

- Сына-то, конечно, люблю.

- Я про класс.

- Я скажу так, я всех детей уважаю. Вы знаете, дети уже собрались, мне нужно начинать урок, я ждала вас в восемь часов, как мне и определила секретарь школы для знакомства с вами, предварительно согласовав это время с вами.

- Но я подумал, зачем вас с утра утруждать, зачем вам тратить свое личное время на нас?

- Да, но я его потратила и безрезультатно... Давайте перейдем к делу. Вот расписание уроков, в нем указано, во сколько Мона должна быть в школе и во сколько ее можно будет забирать. Вот список школьных принадлежностей, которые нужны будет Моне на уроках.

- А как же разговор о том, как устроена жизнь класса и школы?

- Сегодня, к сожалению, уже не получится, мне нужно заниматься с детьми. Можем поговорить после уроков.

- Нет, после уроков мы не сможем...


Через две недели после появления Моны в классе, господин Б. (дедушка?) ждал меня перед входом в класс за три минуты до начала занятия.

- Здравствуйте, я — папа Моны, на случай, если Вы забыли.

- Я помню, что вы - родитель Моны.

- Я - ее папа. Ее мать — моя новая жена, и я забочусь о девочке. Никто никогда о ней не заботился, я о ней забочусь («Удивительно», - подумала я. – «Девочка очень ухоженная, за один день, неделю — нелегко добиться таких результатов»). Ее мать, так же, как и Мона мало, что понимает по-немецки. Так вот, ее мать бы разбираться не пошла, а я пришел. Вы знаете, так дело не пойдет...

- Что-нибудь случилось.

- Да, я нахожу это ненормальным.

- А что именно?

- Вы что не понимаете?

- Нет, я не знаю, о чем идет речь.

- Девочка в понедельник приходит домой в половине второго или в два.

- Это нормально — у нее занятия по расписанию до часу.

- Нет, это ненормально! У вас же школа «полного» дня, а она в час уже дома, она должна учить немецкий, а не терять время просто так. Почему она не посещает кружки, которые проводятся по понедельникам?

- Она их начнет посещать после каникул, в начале четверти. До конца четверти осталось две недели, когда она появилась в классе, все группы были уже укомплектованы, комплектованием групп занимаюсь не я. Для нее нет пока места ни в одной группе, я подала заявку, и она с началом новой четверти получит место в каком-нибудь кружке. Потом она сможет заниматься только в определенных кружках, потому у нее есть языковые проблемы, а в них ограниченное число мест, свободных мест просто пока нет.

- Девочка должна быть в школе до четырех, а она приходит домой в два — это не порядок! У нее есть талон на бесплатное питание, а она приходит домой раньше.

- Столовая открывается в час дня. Она может кушать, играть с девочками во дворе, так сказать общаться с одноклассницами, а только потом идти домой. Еда на нее готовится, я делаю в столовой на нее заказ — в этом проблем никаких нет.

- Я не понимаю, почему ребенок освобождается так рано, когда у вас школа «полного» дня. Я буду жаловаться.

- Пожалуйста.

- Мне очень печально, что вы как классный руководитель не можете изменить ситуацию и не можете обеспечить ребенка положенным местом в кружке для его развития. Я буду говорить с директором.

- Пожалуйста. Если после разговора с директором найдеется место для нее в каком-нибудь кружке, я буду только рада. Пока после всех моих просьб, мне сказали, что Мона должна немного подождать.


Прошло еще две недели.

- Фрау Варкентин, здравствуйте, я — папа Моны, - господин Б. ожидал меня перед началом урока.

- Здравствуйте. Что-то случилось?

- Да. Мона пришла вчера в два, у нее не было двух последних уроков математики. Вы в курсе?

- Да, я в курсе, именно я оповестила детей об этом.

- Почему вы не оповестили нас об этом заранее, за два-три дня?

- Вы знаете, я сама об этом узнала только вчера, три дня назад я не владела еще этой информацией. Я пришла в школу, меня оповестили о том, что фрау А заболела, замена ей не нашлась, потому что многие учителя в данный момент болеют, поэтому директор школы приняла решение отпустить детей домой, поскольку это были два последних урока.

- Но это возмутительно, мы должны знать заранее об этом.

- Возникли какие-нибудь проблемы, вы не успели за ней во время подъехать, чтобы ее забрать. У нее не было ключа от квартиры?

- Нет-нет, мы живем недалеко от школы, Мона сама после школы приходит домой, у нее есть ключ, просто это непорядок, у вас же школа «полного» дня, а когда просто так выпадают уроки — это не порядок, у ребенка нет возможности развиваться. И вообще, я прошу вас впредь оставлять запись в дневнике, хотя бы в этот день, что урок был отменен. Мне нужно официальное подтверждение, мне нужны данные, факты.

- Данные, факты для чего?

- Я должен быть уверен, что моя дочь не прогуливает уроки.


Раз в четверть я как классный руководитель должна проводить разговор с родителями об успехах или проблемах ребенка. Родители Моны так же, как и все остальные родители, были приглашены на разговор. За полчаса, которые были запланированы на разговор с родителями Моны, я не успела сказать о Моне ни слова.

- Здравствуйте, у нас проблема. У Моны до сих пор нет списка с номерами телефоно всего класса. Нам нужны номера телефонов ее одноклассников, а у нее нет списка. Это не порядок, в каждом классе имеется такой список, его обычно получают сразу, а Мона прозанималась в классе уже месяц, а списка такого не получила.

- Да, такого списка она не получила, ей нужны номера телефонов, чтобы с кем-то договориться о встрече, чтобы договориться с кем-то погулять, поиграть вместе. Так она может лично, с кем она хочет встречаться, попросить телефон и договориться.

- Нет, речь идет сейчас не об этом. Положено иметь список с номерами телефонов всего класса, а его у нее нет.

- Вы знаете, на родительском собрании в начале учебного года, когда Моны еще в классе не было, я проводила родительское собрание, многие родители выступили против этого списка, они не хотели бы, чтобы я внесла их номера телефонов в общий список — это первое. Второе, у многих номера телефонов меняются еженедельно, у многих постоянного номера нет. Многие родители не говорят по-немецки и даже, если они и не против того, чтобы их номер телефона был внесен в список класса, они поступают следующий образом — когда они слышат немецкую речь, они просто кладут трубку. Поэтому очень тудно, во-первых, собрать актуальные телефоны всех родителей, во-вторых, организовать цепочку передачи информации по телефону от одной семьи к другой. Многие родители просто не внесли номер телефона в анкету при регистрации ребенка в школу, как вы, например, если что-то случиться, я даже не смогу с вами связаться.

Мама Моны, которая как бы ничего по-немецки не понимает, вдруг стала на арабском языке выговаривать что-то мужу. Они выясняли отношения полчаса, и я не смогла ничего им рассказать об успехах дочери. В дверях стояли уже следующие родители.

- Фрау Варкентин, вот мой номер телефона, если со мной захочет связаться кто-то из секретариата школы, вот мой номер телефона для вас, вот номер телефона моей жены, - на этом получасовой разговор с родителями Моны закончился.


Прошла неделя. Приемный папа Моны ждал меня перед началом занятия.

- Здравствуйте, вы знаете, я нахожу кое-что не в порядке.

- Да, я вас слушаю.

- Вы не пишите каждый день в дневнике Моны об ее успехах. Что она делала в течение урока, что у нее получается, что нет. И ваши материалы по грамматике я нахожу не в порядке.

- О материалах. Я адаптирую их специально под детей нашего класса.

- Я нахожу материалы из Википедии намного лучше, поэтому все ваши материалы по грамматике я заменил материалами из Википедии. Мона должна просто все выучить наизусть.

- У меня другой подход, я пытаюсь показать детям логику, чтобы они прежде поняли, как все устроено в немецком языке, а потом что-то выучили, что-то воспроизводили по логике, все выучить наизусть невозможно.

- Но материалы из Википедии намного лучше.

- У меня другой подход и другое мнение. По поводу дневника — я делаю записи в нем, если у ребенка есть какие-то проблемы, если у него нет учебных материалов с собой, если он ничего не делает на уроке и мешает всем. Общую запись об успехах ребенка я оставляю раз в неделю. Каждый день описывать все, что ребенок сделал у меня, к сожалению, не представляется возможности.

- Я все же настаиваю, чтобы вы описывали мне каждый день, что Мона на уроке делала, с чем она справляется, с чем -нет.

- К сожалению, обещать вам это я не могу.


Прошла еще неделя. Многие родители моих детей пока безработные, они получают пособие по безработице, у их детей есть право на талоны на бесплатное питание, на бесплатные учебники, на бесплатные дополнительные занятия (бесплатный репетитор и т.д.), но для получения всего этого нужно сдать соответствующие документы, так сказать, доказать, что ты — безработный.

Я получила из секретариата школы сообщение, что у некоторых моих детей отсутствует актуальное подтверждение о безработице их родителей, я раздала официальные письма для родителей из секретариата, попросила детей показать эти письма родителям сегодня же и принести мне нужные бумаги завтра, для того, чтобы я могла сделать копии, и они могли пользоваться льготами.


Документы сдали практически все на следующий день, кроме Моны. Она смотрела на меня и говорила: «я ничего не поняла».

- Мона, я могу понять, что тебе трудно понять, какие документы тебе нужно сдать. Тебе нужно просто показать письмо из бюро папе, он все поймет.

- Мы ничего не понимаем, напиши мне в дневнике, что я должна сдать.

Я написала.

На следующий день Мона опять не принесла никаких документов из дома. Я каждый день интересовалась у Моны, есть ли у нее документы, нужные для бюро, с собой.


Через три дня приемный папа Моны ждал меня перед началом занятий.

- Фрау Варкентин, это непедагогично третировать мою дочь. Почему она должна сдавать эти документы.

- Ну, в принципе она не должна, но если вы хотите, чтобы она пользовалась льготами, то лучше сдать, названные документы, это в ваших интересах, если вы не хотите, могли бы мне передать записку, что вы от всех льгот отказываетесь. Речь идет о бесплатном питании, о бесплатных дополнительных занятиях и т.д. Пока вы не сдадите соответствующие документы, мы никаких денег от государства на Мону не получим. Она не сможет, есть в столовой бесплатно, например.

- В столовой она не ест, поэтому ничего сдавать мы не будем.

- Хорошо. Я буду знать, но я сейчас делаю заказ учебников на следующий год, на нее не заказывать? Вы все сами ей купите?

- Я скажу об этом моей жене.


В течение следующей недели Мона мне никаких документов не передала.


Через неделю меня вызвали в секретариат.

- Ксения, господин Б - папа Моны был сегодня у нас. Документы сдал. Жаловался на тебя. Сказал, что ты никакой информации касательно жизни школы и жизни класса им не предоставляешь и попросил всю необходимую информацию высылать ему лично по почте. Явно он со своей семье не живет, иначе зачем ему требовать документы лично в руки. Ты ему скажи, что мы это делать не будем. Он нас достал, мы ему отказать не смогли.


Я воспользовалась номерами телефонов, оставленными родителями Моны месяц назад. Номер для меня оказался "мертвым". Номер "для секретариата школы" прозвонился.
- Господин Б? Здравствуйте.

- Я сегодня был в школе.

- Я знаю.

- Моя жена очень темпераментная женщина, она считает, что я не забочусь о Моне, а я забочусь, Мона что-то нашепчет матери, и мы конфликтуем, Мона считает, что я все делаю не так, ее мать тоже так считает, а я все делаю так, это они все делают не так. Я хочу спокойствия, и вы мне должны его предоставить, я все проблемы Моны по поводу школы хочу решать без Моны. Мы договорились с секретарями школы, что я всю необходимую информацию буду получать от них по почте, а Вы будете предоставлять в секретариат каждый день отчет о том, как Мона работала на уроке, какие у нее успехи- проблемы и т.д. И секретари мне будут все высылать по почте...

- Господин Б, к сожалению, они это делать не будут, я получила отказ от них. Необходимую информацию о жизни школы и класса я раздаю детям по мере ее поступления, Вы раз в неделю можете заглядывать в папку для родителей.

- Но я с секретарями договорился, вам нужно будет отчет отдавать им, они будут его мне высылать.

- Нет, никаких писем они высылать вам не будут, а я никаких ежедневных отчетов писать не буду ...


Да, то декабрьское утро, когда я «принимала» Мону к себе в класс, явно не задалось у меня.

Tags: Заметки о школе, Мой любимый класс
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments