Ксения Варкентин (mme_bufo) wrote,
Ксения Варкентин
mme_bufo

Category:

Гимназист

Гимназиальная жизнь моего сына началась в прошлую среду. Пятиклассник, а выглядит так, как будто он снова пошел в первый класс - столько всего нового для него. Из его бывшего четвертого класса девять мальчишек оказались в одной гимназии и попали в один класс. На последнем звонке в начальной школе именно эти мальчишки казались такими большими и взрослыми, а сейчас на фоне двенадцатиклассников, да и на фоне девятиклассников, они выглядят гномиками-малышами.
7 утра. Гимназисты направляются в школу. Занятия в гимназии начинаются в 7.30, у малышей-пятиклассников — в 7.50. Вот эта группа мальчишек и девчонок движется в «Лессинг - гимназию» (гимназию имени Лессинга), а вот эта — в противоположную сторону, им в «Харцхайде — гимназию». Все (и те, и другие) тащат огромные ранцы и спортивные сумки. Торопятся. Через час на улицах снова появятся школьники. Почему на час позже? Занятия в Хаупт- и Реальшуле (Haupt- und Realschule, другой тип школы, описание см. в конце поста) начинаются полдевятого.

В час дня я вышла на балкон повесить белье. Соседские мальчишки, посещающие Хауптшуле, уже толклись на улице. Сын после школы еще не пришел. В голове вдруг всплыл разговор с одной знакомой. Мы встретились с ней совершенно случайно месяцев пять назад, и я тогда до конца не понимала, что она имела в виду.
- Как твоя дочь? - спросила я Андрею. - Она ведь тоже четвертый класс заканчивает. В какую школу она пойдет, может она с моим сыном в одной школе окажется? Я подала заявку в Лессинг-гимназию и в Нарцхайде. Вот ждем ответа, в какой из гимназий он получит место.
- Лина пойдет в региональную школу, нам подтверждение уже прислали.
- Региональную? (Это бывшая Хауптшуле, просто название у нее теперь в земле Шлезвиг-Гольдштейн другое)
- Да, мне лишних денежных затрат и лишнего стресса не нужно, да и Лине тоже. На час раньше вставать, плюс лишится времени на игру — это же потерянное детство. Она лучше после обеда будет спортом заниматься и разные кружки посещать.
Я знала программу гимназии, и мне она казалось такой интересной в отличие от программы Хауптшуле, и когда я смотрю на своих учеников из Хауптшуле меня не покидает мысль, что они теряют...
Андрея продолжала и прервала мои мысли:
- Учительница Лины сказала, что она ее видит в гимназии, но зачем на плечи ребенка обрушивать столько! Кому это надо? Пригодится ли ей это в жизни? Так зачем сейчас себя мучить? Она сможет после десятого класса в гимназию перейти, а пока побыть еще ребенком.
- Теоретически после десятого класса региональной школы можно будет перейти в одиннадцатый класс гимназии, а практически — у меня такое мнение — это нереально, - вдруг выдала я Андреи свои мысли. - Андрея, я работаю в Хауптшуле. Ни у одного ребенка из этой школы нет шанса попасть в гимназию.
- Кто хочет, тот добьется своего.
- Может быть у Лины получится, но мои ученики хотели бы учиться в гимназии, но знаний у них нет, и им их никто в Хауптшуле не дает, а без знаний экзамен в гимназию — не выдержать...

Я бросила взгляд на мальчишек, играющих под моим балконом. «Гимназистам действительно надо вставать на час раньше, в обеденное время у них — уроки, поэтому времени на игры остается мало. Все правильно: на «гранит науки» нужно время. Андрея еще говорила про денежные затраты, но это она просто преувеличивала», - так думала я в ожидании сына из школы.
Наконец он пришел, в ранце лежала куча новых бумаг-материалов. Ранец я могла поднять с трудом.
- Мама, вот список. Это нужно до завтрашнего дня купить, - выдал он мне тут же листочки, приготовленные классным руководителем для родителей.
- Ты же вроде учебники в школе получил? Нужно еще и эти учебники купить?
- Да, нужно все купить, что там указано - учебники и рабочие тетради. Тут стоит адрес книжного магазина, в котором учительница заказала необходимые книги для нас.
- Понятно, вот затраты и начались...

В книжном магазине я встретила свою коллегу.
- Ксения, ты что это книги для гимназии выбрала? Ты думаешь они тебе на занятиях пригодятся?
- Это я для сына купила.
- А-а-а.
- Хайке, я хочу тебя вот о чем спросить, наши же дети (ученики из школы, где я преподаю) все учебники и рабочие тетради бесплатно получают. Все затраты на учебные материалы берет на себя город и министерство образования Шлезвиг-Гольдштейн. Почему в гимназии нужно и самим многое приобретать.
- Гимназисты же многое чего дополнительно проходят, - начала объяснять мне Хайке, - а наши получают только минимум. Вот минимум и оплачивается. Мы же радуемся, когда наши ученики хоть на занятия приходят, и все готовы оплатить им учебники, лишь бы они хоть что-то поучили. А гимназисты — это же другой уровень, вот и учебники другие нужны. Сыну-то в новой школе нравится?

Короткая справка (такие типы школ существовали и будут существавать Германии до конца этого учебного года).
Система школьного образования подразделяется на три ступени: начальное, среднее I и среднее II.
Все дети, достигшие шестилетнего возраста, начинают обучение в начальной школе (Grundschule). Обучение в начальной школе продолжается четыре года (четыре класса).
Образование второй ступени (среднее I) продолжается до 10-го класса.
После начальной школы происходит разделение детей, в основном по способностям, на три разные группы. Наиболее слабые ученики направляются для дальнейшего обучения в Хауптшуле (Hauptschule), ученики со средними способностями направляются в Реальшуле (Realschule), наиболее способные дети отбираются для дальнейшего обучения в гимназии. Обучение в Хауптшуле и Реальшуле продолжается до десятого класса, после которого ученики могут продолжить обучение в различных профессиональных училищах.
Некоторые дети, которые в ходе учебы в Реальшуле показывают хорошие результаты, могут перевестись в гимназию. После окончания Реальшуле, наиболее способные дети могут продолжить обучение в 11-м и 12-м классах гимназии.
Среднее образование второй ступени (среднее II) осуществляется только в гимназии в 11-м и 12-м классах. Ученики тринадцатого класса гимназии считаются абитуриентами. В тринадцатом классе гимназии, ученики готовятся к учебе в Высших учебных заведениях. По окончании тринадцатого класса гимназии, ученики сдают экзамены по основным школьным предметам (так называемый абитур). Уровень обучения в 12-м и 13-м классах и выпускных экзаменов гимназии очень высок и соответствует, примерно, уровню начальных курсов высших учебных заведений СССР. Средняя оценка всех экзаменов абитура является важнейшим критерием для получения места обучения в Высшем учебном заведении. Вступительные экзамены в Высшие учебные заведения Германии не проводятся. Прием осуществляется в соответствии со средней оценкой абитура, а также с учетом некоторых социальных факторов. Если на обучение в высшем учебном заведении претендентов больше чем мест, то принимаются лучшие, а остальные записываются в очередь, они могут получить место для обучения в следующем году.
Tags: Заметки о школе, Сын
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments